«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области:

«Социально- нравственное и личностное развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов- как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи – это формирование основ безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности, чувства самооценки, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них, формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

Работа с детьми по ОБЖ проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми, применяемые в дошкольном учреждении:

-занятия, игры- занятия;

— праздники, развлечения, досуги;

— беседы;

— тренинги;

— дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

— наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

— заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

— отгадывание загадок, кроссвордов;

— чтение художественной литературы,

— рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

— сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

— театрализованные представления,

— обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;

— работа над проектами.

Чаще используются наблюдения в реальной обстановке, обсуждаются поступки окружающих с детьми (хорошо – плохо, а как бы сделал ты и т.д.).

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников создана предметно-развивающая среда в группах. В неё входит:

— уголок безопасности;

— подобраны дидактические игры, демонстрационный материал, методическая литература, детская художественная литература по ОБЖ, ПДД и пожарной безопасности,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность жизнедеятельности».

Работу с родителями в этом направлении также планируется, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения, поэтому и необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети — родители).

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Безопасность— это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога- стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.

Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Добавить комментарий