Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. Задача взрослых состоит в том, чтобы воспитывать у детей с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Что такое доброта?
«Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим».
(С.И. Ожегов)
Роль доброты в жизни ребенка
Родители недооценивают роль доброты, считая, что главное — воспитать ребенка сильным и способным постоять за себя, ассоциируя отзывчивость со слабостью. «Не будь таким наивным, люди будут этим пользоваться и обижать тебя» — можно услышать почти от каждой мамы. Но детская наивность в общении и неспособность ответить обидчику – это страхи и неуверенность в себе, с отзывчивостью они никак не связаны.
Также не стоит думать, что родители должны указать ребенку направление, а доброте и сочувствию их научит садик/школа/общество. Ничего не возникает само собой. Конечно, от рождения закладываются определенные качества, темперамент, способности, но их можно как развить, так и задавить на корню.
Роль похвалы в жизни ребенка
На что способен ваш ребенок, что у него получается, а что нет? Может быть, какие-то вещи он умеет делать лучше других. Не бойтесь поговорить и о том, что он умеет делать лучше вас, это не повредит вашему авторитету, напротив, подчеркнет вашу демократичность в отношениях с ребенком. Цель таких разговоров — учить его анализировать, оценивать себя. Но, к сожалению, родители чаще всего склонны замечать недостатки, а тому, что ребенок уже умеет, чем он овладел, приложив определенные усилия, уделяют мало внимания.
Не скупитесь на похвалу. Это придаст ребенку уверенность в себе и в том, что близкие люди ценят в нем умение и желание чему-то научиться.
Ведь похвала нужна каждому человеку. Разве вы сами не ждете оценки вашего труда, вашего положительного поступка, разве не обижает вас, когда ваши усилия остаются незамеченными?
Похвала — важный механизм воздействия на психику. Она помогает самоутверждению, она сближает людей, она путь к душе другого человека. И даже если она чуть преувеличена (и мы это вполне осознаем), все равно она служит хорошую службу. Так если нам, взрослым, необходима похвала, то как же она нужна ребенку, который только еще вступает на трудный путь познания мира.
А одним из способов этого познания является для ребенка подражание взрослым. Это жизненно важно (и, кстати, очень ответственно для взрослых — быть образцом для подражания, так как только через подражание дети перенимают социальный опыт, становятся людьми, учатся глубоким человеческим чувствам.
Можно ли научить любить?
С малых лет мы учим малыша ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться, читать и т. д. А любить? Трудная задача, так как словами, увещеваниями, нравоучениями здесь ничего не сделаешь. Разве можно рассчитывать на положительный результат, сказав ребенку: »Люби меня!»? Можно запретить что-то сделать, и он не сделает, можно сказать: »Подойди ко мне! », и он подойдет. Но предложить полюбить себя?
Механизм появления любви скрыт от человека. Ученые часто спорят над определениями, спорят они и о том, что такое любовь. Ее воспевают в стихах поэты, ей посвящают музыку и пишут картины, она вдохновляет каждого, кому повезло испытать это удивительное чувство. Но почему, встретив одного человека, мы проникаемся к нему этим особым чувством, а к другому равнодушны? Загадка пока остается загадкой, но ведь чувство есть! И мы знаем наверняка: оно должно быть действительным, т. е. Оно должно выражаться в конкретных формах по отношению к объекту любви. Мы любим своего ребенка и заботимся о нем, оберегаем его, ласкаем. А он? Он ведь тоже любит своих родителей. А вот выражать свою любовь часто не умеет, говоря педагогическим языком, он не владеет способами выражения чувств.
Таким способам ребенка можно обучить. Эта »школа» складывается из мелочей, каждодневно: »Расскажи что-нибудь веселое, а то мне так грустно», »подай папе журнал», »давай обрадуем бабушку и подготовим ей сюрприз» и т. д. и т. д. Способы выражения любви »рассыпаны» по всей нашей жизни, они во всех наших отношениях с людьми.
Можно учить ребенка »читать» эмоции, т. е. по выражению лица, положению тела, интонации голоса определять отношения между людьми.
Проведите с ребенком такую игру. Посмотрите фрагмент какого-то фильма, отключив звук. Спросите малыша: как относятся эти люди друг к другу, почему ты именно так подумал? »Читайте» эмоции на рисунках, картинках, а затем и на лицах близких людей.
А самое главное — говорите ребенку, что вы его любите. Он должен жить в атмосфере счастья и любви близких ему людей и быть уверенным в том, что его всегда поддержат, а если и поругают, то за дело. Чем чаще вы будете говорить малышу о своей любви к нему, тем вернее, что он научится отвечать вам тем же.
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей: как и когда начинать?
Начинать воспитывать в ребенке отзывчивость никогда не рано и никогда не поздно. Чем раньше начнется эмоциональное воспитание ребенка, тем больше пользы оно принесет. Для этого не надо быть искусным педагогом, надо самому быть отзывчивым родителем и подавать ребенку хороший пример.
Этому будут способствовать:
• Напоминайте ребенку о том, что он не один. Дети склонны к эгоцентризму, им кажется, что все происходящее касается только их. Нужно вызывать интерес в ребенке к другим детям, членам семьи, домашним животным, учить ставить себя на место других.
• Не перебарщивайте с опекой. Гиперопека не сделает ребенка отзывчивым, а скорее добавит страхов, что без мамы он ни с чем не справится. Оградить ребенка от всего не получится, но можно научить его встречать неприятности достойно, не реагировать на них слишком остро. Важно, чтобы ребенок знал, что он всегда может прийти к родителям, если ему плохо, но ограждать его от всего мира никто не должен.
• Учите отдавать. Ребенок должен понимать, что отдавать тоже приятно. Иногда даже приятнее, чем брать, потому что счастье других людей и причастность к нему – это приятно. Учите ребенка делиться без сожаления.
• Умейте говорить «нет». Потакание ребенку не помогает развить эмпатию, а способствует эгоизму и ощущению, что все в жизни должно идти так, как он хочет. Отказывать ребенку без чувства вины и при этом спокойно объяснять, почему вы отказали – вот, что подготовит ребенка к жизни. Ребенок не должен становиться манипулятором и играть на чувствах других людей.
Итак, почему отзывчивость и доброта необходимы в жизни:
∙ Ребенку, способному на сочувствие и сопереживание, просто налаживать отношения с детьми, строить свои отношения в дальнейшем. Может показаться, что люди будут пользоваться его добротой, но защитить ребенка от всех проблем в любом случае невозможно. Он будет сталкиваться с жестокостью и несправедливостью мира, но доброта неизменно найдет отклик в сердцах других людей, даже если их будет немного. Уже в школьном возрасте можно заметить, что добрые дети популярны, они спокойнее реагируют на все и находят себе друзей.
∙ Отзывчивый ребенок сам станет хорошим родителем. Не стоит забывать, что в старости вы будете рассчитывать на отзывчивость своего ребенка, поэтому воспитывать это качество необходимо. Отзывчивые люди сами воспитывают своих детей в том же ключе, беря пример со своих родителей.
∙ Отзывчивость делает ребенка сильнее. Несмотря на установившееся мнение, доброта не делает человека слабее. Отзывчивые люди иногда более эмоциональны, но они быстрее и проще находят в мире хорошее, умеют сосредотачиваться на хороших моментах и гораздо чаще окружены людьми, которые готовы им помочь.
∙ Эмоциональность и интеллект связаны. Эмоциональное развитие связано с другими качествами, такими, как нравственность, интеллект, способность к обучению. Нельзя исключать один аспект и зацикливаться на остальных.
Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в ребёнке любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.